Чем дальше от нас те времена, когда многочисленные национальные республики жили в составе одной большой страны, тем интереснее посещать их в туристических целях. Герои сегодняшнего повествования в октябре 2015 года выбрали в качестве объекта изучения родину тюбетеек, плова и дешевой рабочей силы – Узбекистан. Десятидневное автопутешествие в эту страну, идейными вдохновителями которого стали тольяттинцы Александр Горохов и Алексей Возилов, подарило его участникам череду приключений, массу эмоций и мешки денег. «ПН» продолжает рассказывать о дальних автомобильных поездках наших земляков.
С ШАРАМИ, НО БЕЗ НИХ
Первоначально в это приключение вкладывался «высокий» смысл. Адмирал «Жигулевской кругосветки», организатор фестиваля «Тремоло» Алексей Возилов предложил: «Саня, а давай соберем толпу и полетаем над горами Узбекистана и Киргизии на воздушном шаре». Идея пришлась по вкусу, и уже скоро Александр и Алексей с группой товарищей паковали вещи. Сам шар вместе с его владельцем из Самары тоже должен был ехать в составе экспедиции.
Ребята подготовили две машины: Александр предоставил свой Toyota Land Cruiser 80, а еще один участник из Самары – Nissan Pathfinder. Борта автомобилей украсили яркими наклейками, из содержания которых можно было понять цель автопробега. Сделано это было в том числе и для того, чтобы проще проходить полицейские и пограничные кордоны: аппликации придавали даже такой короткой автоколонне некий официальный статус.
Однако в последний момент, когда до старта оставалось буквально несколько дней, пришли плохие вести. Оказалось, что небо Узбекистана почему-то закрыли для частной авиации, всех типов воздухоплавательных аппаратов и даже дронов. Причем за нарушение режима грозили вполне серьезные санкции, вплоть до тюремного срока. Горохов и Возилов сидеть в узбекской тюрьме не желали, а потому над путешествием нависла опасность отмены.
«Я РЕШИЛ, ЧТО ТАК НЕГОЖЕ, – РАССКАЗЫВАЕТ АЛЕКСАНДР. – ПУСКАЙ ПОЛЕТАТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯ, НО СТРАНУ ПОСМОТРЕТЬ НАДО, ПОЭТОМУ НАСТОЯЛ НА ПРОДОЛЖЕНИИ СБОРОВ. В ИТОГЕ МЫ ВЫДВИНУЛИСЬ ВСЕ ТЕМ ЖЕ СОСТАВОМ, С ДВУМЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА В КАЖДОЙ МАШИНЕ. ШАР БРАТЬ, ЕСТЕСТВЕННО, НЕ СТАЛИ. ДРУЗЬЯ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ ВЫЛЕТЕЛИ НА САМОЛЕТЕ В ТАШКЕНТ, ГДЕ МЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ. НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОБРАТЬСЯ ДО СТОЛИЦЫ УЗБЕКИСТАНА, КОЛОННА ПРОДЕЛАЛА ДВУХДНЕВНЫЙ ПУТЬ ПО РОССИИ И КАЗАХСТАНУ».
ВОЗИЛОВ РЕШАЕТ
Сначала экспедиция добралась до Уральска – ближайшего от Тольятти города на территории Казахстана. Зная, что казахские гаишники очень охочи до российских рублей, Александр и его коллега, водитель второго автомобиля, ни разу не нарушили ПДД. Но придерживаться требований дорожных знаков было очень сложно психологически.
«Представьте себе: пустая степь от горизонта до горизонта и совершенно прямая дорога на многие сотни километров. Даже не дорога – настоящий автобан. По две полосы в обе стороны, разделенные бетонным парапетом. Машин почти нет, и нога так и хочет вдавить педаль газа. Но мы старались, как могли: 90 – значит 90, 20 – значит 20. Впрочем, это не помогло».
Александра остановили местные гаишники и тут же заявили о якобы имеющемся нарушении. Тольяттинец начал с ними спорить: мол, докажите, у меня вон регистратор в машине. В итоге, поняв, что парень настырный и дело затягивается, «правоохранители» предложили просто дать им денег и спокойно продолжать движение. На вопрос «сколько» инспектор скалькулировал сумму в 5 тыс. рублей, объяснив высокую цену количеством машин и пассажиров. В этот момент из салона выскочил Алексей Возилов.
«Он спрашивает: «Чего хотят?» Отвечаю: «Денег». Леша интересуется суммой и когда слышит, что речь идет о пяти тысячах, включает «адмирала». «Пятьсот рублей за всех и ни рубля больше!» – говорит он гаишнику. Тот уходит в машину к начальнику, чтобы посоветоваться. В общем, харизма Возилова возымела действие, и нас отпустили за пять сотен. Кстати говоря, на всем остальном пути до приграничного Шымкента больше ни разу не остановили. Видимо, те полицейские передали остальным, что с колонной, у которой на борту нарисованы воздушные шары, лучше не связываться», – вспоминает Александр.
ОРЛЫ, ЗАЙЦЫ И КОЗЛЕНОК
Казахстан – страна очень большая, и, пересекая ее, путешественники дважды останавливались на ночлег. Они с самого начала решили, что не будут пользоваться гостиницами и мотелями. Ребята вставали прямо в степи, организовывая палаточный лагерь с большим шатром, в котором принимали пищу и веселились.
«МЫ ПОДГОТОВИЛИСЬ К ПОЛНОСТЬЮ АВТОНОМНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ, – ПРОДОЛЖАЕТ АЛЕКСАНДР. – ПОМИМО ПАЛАТОК, У НАС БЫЛИ СТОЛЫ, СТУЛЬЯ, ГАЗОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СВЕТ И ПРОЧИЕ ШТУКИ ДЛЯ КОМФОРТНОГО ТУРИЗМА. КРОМЕ ТОГО, В МАШИНАХ ИМЕЛОСЬ ВСЕ И ДЛЯ ТРАССЫ, И ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ: ЛЕБЕДКИ, ЗАПАСНЫЕ КОЛЕСА И РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. КОНЧЕНО, ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ДВУМЯ БОРТАМИ ГОРАЗДО СПОКОЙНЕЕ. СЛУЧИСЬ ПОЛОМКА ИЛИ АВАРИЯ – ТЫ НЕ ОДИН В ЧУЖОЙ СТРАНЕ».
В казахских степях, казалось, не водится никого, кроме гаишников и орлов. Последние сидели на любой штуке, торчащей их земли: дорожное ограждение, знаки, столбы и просто палки обязательно оккупировались огромными птицами. Вероятно, с них орлам легче взлетать, плюс над землей не так жарко. Ночью выяснилось, что есть и другие животные.
«Мы услышали рокот трактора. Вскоре он появился неподалеку и стал странным образом петлять по степи, приближаясь к нам. Стало немного не по себе. А когда он наконец встал около лагеря и из него выпрыгнули ребята с ружьями, мы сильно напряглись. Но молодые, чуть подвыпившие и почти не говорящие по-русски парни оказались очень даже дружелюбными. На пальцах они объяснили, что охотятся на зайцев. Выпили с нами и укатили в ночь…»
Байконур проезжали поздно вечером, и потому мечта Александра посмотреть на стартовый стол не сбылась. Зато путешественникам довелось увидеть популярную в Азии игру – кокпар. Суть ее в том, что с десяток всадников на полном скаку пытаются вырвать друг у друга единственного козленка и доставить его в указанное место. Победитель получает весьма солидный приз.
«Мы «позевали» минут пятнадцать, глядя на это «шоу», да и уехали», – признается Александр.