Наполовину человек, наполовину машина, в целом – неуязвимый супергерой… По словам сценариста Эдварда Ньюмайера, «Робот-полицейский» стал, с одной стороны, его реакцией на поздние фильмы Клинта Иствуда и Чарлза Бронсона, в которых трупы преступников укладывались штабелями. С другой стороны, его влекли сюжеты комиксов о рефлексирующих супергероях. В середине 80-х Ньюмайер объединил усилия со сценаристом сай-фая «Таинственное оружие» Майклом Майнером и набросал черновик сценария о детройтском полицейском из будущего Алексе Мерфи, трагически погибшем от рук бандитов при исполнении служебного долга. По сюжету могущественная корпорация Omni Consumer Products забирает тело Мерфи для опытов, превратив его в киборга со стальным торсом в титановой броне. Неподкупный, неубиваемый, бесстрастный, он становится суперкопом, призванным очистить город от расплодившегося криминалитета. Но хотя память ему стирают, она вскоре прорезается вновь, начав мучить робота картинками из его человеческого прошлого. Вдобавок Мерфи обнаруживает, что его убийцы – банда под предводительством террориста Кларенса Боддикера – напрямую связаны с кем-то в руководстве корпорацией OCR. читайте также на сайте https://vkurier.by/220961 почему фильмы про супергероев так популярны?
Когда сценарий был готов, соавторы сумели заинтересовать им продюсера Джона Дэвисона, а тот решил задействовать голландца Пола Верхувена, умеющего работать с небольшими бюджетами. Правда, Пол, прежде фантастику не снимавший, одолел всего 20 страниц «Робокопа», после чего швырнул сценарий в урну. С большим трудом взяться за работу его уговорила жена, тайком прочитавшая скрипт и посчитавшая, что история Алекса Мерфи глубже, чем кажется на первый взгляд, и что в ней не только присутствует экшен, но также и затрагивается ряд важных тем, начиная от критики капиталистического общества и заканчивая вопросами вечной жизни. Голландец взялся за работу, раздав отрицательные роли актерам, не привыкшим играть негодяев, а на главную взяв Питера Уэллера – просто потому, что его комплекция подходила под железный костюм, разработанный Робом Боттиным, а еще у него была выразительная нижняя челюсть (большую часть экранного времени Робокоп ходил в глухом шлеме, закрывавшем от зрителя верхнюю часть лица). Для Верхувена сюжет о человеке, воскресшем после смерти, был пересказом истории Иисуса Христа на современный лад: неспроста ближе к финалу фильма есть сцена, в которой Робокоп шагает по воде, аки посуху. «Я старался сделать сюжет двухслойным, – говорил режиссер. – Это экшен и одновременно рассказ о странствиях человеческой души».
Чтобы подчеркнуть комиксовую природу Робокопа, в кадре несколько раз появляются обложки комиксов «Железный человек» и «ROM», которыми Ньюмейер вдохновлялся при сочинении сценария. Насчитав в готовом фильме 30 трупов, Американская ассоциация кинокомпаний пришла в ужас и хотела присудить фильму рейтинг «X», что поставило бы крест на его кассовых перспективах. Верхувену пришлось укоротить ленту на минуту, выбросив из нее наиболее кровавые моменты типа отстреливания конечностей, вылета мозгов и прокалывания глоток штырями, прежде чем цензура сменила гнев на милость, и «Робокоп» получил рейтинг «R». Тем не менее купюры, позже частично восстановленные в режиссерской версии, не помешали блокбастеру стать кассовым хитом, получить «Оскар» за монтаж звуковых эффектов и выстрелить двумя сиквелами, мультсериалом и ремейком. А также, разумеется, пачкой комиксов. Был бы герой, а комикс найдется!