Дипломная работа (бакалавратская, а особенно магистерская) должна носить исследовательский характер и представлять собой описание собственных исследований студента, проведенных на материалах, собранных лично или предоставленных научным руководителем. В диссертации бакалавра тема исследования может быть относительно узкой в пользу более широкого описания того, что известно из литературы по этому вопросу (например, история исследований по данному вопросу, текущее состояние знаний, проблемы обсуждения и т. д.). В магистерской диссертации большее значение имеют результаты собственных исследований и их сравнение (обсуждение) с результатами исследований других авторов, подробнее тут https://md-eksperiment.org/post/20210128-osobennosti-napisaniya-diplomnyh-rabot-vo-vremya-pandemii.
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Название работы должно быть конкретным и максимально точно информировать о содержании работы. Объект исследования и его основная цель должны быть максимально точно определены. Так что не стоит писать: « Исследования ……..», потому что вы знаете, что вся научная работа — это исследование чего-то. Точно так же следует избегать слов «выбранный» или «проверенный». Эти термины сообщают вам то, что известно в любом случае. Все исследования проводятся в каких-то выбранных местах/средах и проводятся на основе каких-то характеристик.
- NO : Степень биоаккумуляции некоторых тяжелых металлов в организме детей на примере выбранного района .
- ДА : Степень биоаккумуляции четырех тяжелых металлов у детей дошкольного возраста в Нысинском районе
- НЕТ : Развитие молодежи в выбранной среде
- ДА : Развитие мальчиков и девочек в пубертатный период в муниципалитетах Пасикуровице и Пцим НЕТ: Диморфные различия в изученных признаках новорожденных Вроцлава
- НЕТ : Диморфные различия в исследованных признаках новорожденных вроцлавцев.
- ДА : Диморфные различия в длине, весе и окружности головы новорожденных вроцлавцев
РАБОЧИЙ МАКЕТ
Каждая глава нумеруется, начиная с введения. Основные главы (не подразделы) следует начинать с новой страницы.
- Титульный лист (строго по образцу, представленному на сайте кафедры/деканата).
- Страница с заявлениями об «антиплагиате» (на сайте кафедры/деканата)
- Страница с посвящениями и/или благодарностями (не обязательно, на усмотрение студента).
- Резюме — макс. 1 страница. Она должна быть структурирована, т.е. содержать очень краткую, но раздельную информацию о цели работы и материале (буквально несколько предложений). Затем (ещё немного) опишите наиболее важные результаты и выводы. В сводку не обязательно включать точные статистические показатели, но следует включить статистически значимые результаты ( может быть указано p -значение ). Информация в резюме должна быть очень конкретной.
- НЕТ : Анализ результатов пятилетнего исследования показал, что масса тела также зависела от ..…. — само собой разумеется, что Анализ…
- ДА : Масса тела значительно различалась в последующие годы.
Внизу этой страницы следует поставить ключевые слова (4-6), которые не должны повторять слова, содержащиеся в заголовке.
- Аннотация — то же на английском языке.
- Оглавление — должно содержать информацию об отдельных частях работы и их размещении на следующих страницах (см. шаблон ниже). Это должен быть точный перечень глав и подразделов, которые должны иметь точно такие же формулировки и те же номера, что и в содержании работы.
- Введение — это первая пронумерованная глава работы. Он включает в себя общую предысторию исследуемой проблемы, историю исследований и современное состояние знаний по этому вопросу. В нем должно быть пояснено, почему автор обращается к такой теме (цели работы), почему это важно. Здесь вы должны гордиться знанием литературы. Ссылки следует цитировать по строго определенному правилу, которое разъясняется в конце данного исследования. Введение (особенно если оно объемное) можно разделить на подразделы (не слишком много), пронумерованные по схеме: 1.1., 1.2. так далее.
- Цель(и) работы – стать логическим следствием Введения. Целью каждой научной работы является получение конкретных результатов в собственных исследованиях. Пожалуйста, объясните кратко (даже по пунктам), каких результатов ожидать. Это может быть описано в форме исследовательских вопросов или гипотез. Цель произведения – точно соответствовать названию произведения. Кроме того, следует кратко упомянуть группирующие переменные. Это позволяет читателю легко оценить критерии, по которым будет рассматриваться та или иная исследовательская проблема.
- НЕТ : Целью моего/этого исследования было выяснить , существенно ли различается масса тела мальчиков и девочек в возрасте 7-9 лет… — очевидно, что работа «моя» и «эта» (та и та не другой); в противном случае целью не может быть «экзамен». Тестирование — это способ получить результат.
- ДА : Целью исследования было оценить различия в массе тела у мальчиков и девочек в возрасте 7-9 лет.
- Материал и методы (в обоснованных случаях это могут быть 2 отдельные подглавы). Собранный исследовательский материал должен быть описан и охарактеризован с учетом его количества (включая пол), места и времени его получения/происхождения. Затем опишите методы его анализа, например, какие категории изучаемых переменных (возраст, образование и т. д.) использовались при анализе. Также важно подробно описать статистические методы.
- Результаты — основаны на широком и тщательном анализе материала исследования . Здесь вы должны поместить таблицы, диаграммы и рисунки, подробно описанные и, возможно, кратко интерпретированные. Диаграммы не могут повторять данные, содержащиеся в таблицах. Следует помнить, что каждому рисунку или таблице должен предшествовать текст (а не наоборот), в котором следует ссылаться на этот конкретный рисунок или таблицу. В эту главу должны быть включены подглавы, соответствующие порядку обсуждаемых вопросов, нумерованные по правилу: 4.1., 4.2., …, а при наличии подглав 4.2.1., 4.2.2. … Описание не следует начинать с цели исследования, а также не следует повторять способ получения результатов. Эта информация была дана в предыдущих главах. Не пишите длинными, сложными предложениями. Вместо одного сложного предложения лучше написать два или более простых предложения. Не пишите очевидные, ненужные слова или фразы :
- НЕТ : В ходе исследования было установлено, что… — известно, что кроме периода реализации ничего не обнаружено.
- НЕТ : У обследованных детей было обнаружено, что… — известно, что именно у этих детей, потому что у детей, которые не обследовались, ничего не было обнаружено.
- НЕТ : На основании полученных результатов установлено, что… — известно, что кроме полученных результатов ничего утверждать нельзя.
- ДА : Выяснилось, что… — а лучше вообще без «заявлено» и сразу сообщать о результате.
Не следует писать «в таблице 3 показано», «на рисунке показано…» или «результаты воздействия… представлены в табл. 1. — читатель может сам увидеть, что там представлено. Вместо этого начните немедленно с описания результатов, указав только номер таблицы (или графика).
Цель табличного описания состоит не в том, чтобы словесно описать все числа (средние) и значимость различий между ними. Информация (цифры) из таблицы или диаграммы не должна повторяться в тексте . Текст должен лишь дополнять данные из таблиц (или графиков). Читатель теряется в избытке ненужной информации, которую легко находит в таблице. Следует указать лишь наиболее важные закономерности, вытекающие из таблицы.
- Таблицы и графики
Таблица тем лучше, чем она более синтетическая. Таблицы должны быть «необъяснимыми», без необходимости поиска объяснений в тексте. Поэтому под таблицей (или в ее названии) необходимо указать, что означают все сокращения, символы и т. д.
Не следует давать числа со слишком большим количеством знаков после запятой. Это только затемняет читабельность результатов. Проценты должны быть указаны не более чем с одним десятичным знаком .если количество материала не очень велико (тысячи). Результаты должны быть даны с одинаковой точностью в одном столбце таблицы или по сходным признакам в разных таблицах. В обоснованных случаях вместо таблиц могут быть предоставлены графики. Они особенно полезны для сравнения тенденций во времени или групп/категорий. «Непрерывные» данные, где возможны промежуточные значения, представлены в виде линий (кривых). «Разрывные» результаты (категории) лучше иллюстрируются гистограммами. Отношения между двумя интервальными признаками лучше всего представлять в виде корреляционной диаграммы с видимой линией регрессии При построении графиков рекомендуется использовать черные или серые линии или оттенки цвета; другие цвета могут использоваться только в исключительных случаях, если они должны передавать какую-то очень конкретную информацию. Также избегайте 3D-графиков.Каждая таблица и рисунок должны иметь название/подпись. Заголовки должны быть размещены в четко определенном месте. Названия таблиц размещаются НАД таблицами, а подписи к графикам (фотографии) – ПОД ними. Заголовки не должны быть слишком общими и должны быть достаточно конкретными в отношении того, что представляют числа в таблице или столбцы и кривые. - Статистика
Самая важная информация почти в каждой таблице: среднее арифметическое ( X ), стандартное отклонение ( s ) и количество ( N ). В зависимости от используемого статистического метода должны быть указаны и другие параметры. Для удобства пользования я привожу формулы наиболее часто используемых таблиц (в конце «путеводителя»). Каждое сравнение должно быть подтверждено статистически. Обратите внимание, что в тексте не описываются статистически незначимые результаты! В таких случаях не следует использовать бессмысленные слова статистического языка, такие как «чуть меньше», «чуть больше» и т. д. Статистические символы следует писать курсивом!
- Обсуждение – обсуждение и/или обсуждение полученных результатов со ссылкой на данные литературы. Вы должны обсудить свои результаты ( в том же порядке, что и при анализе ) и сравнить их с результатами других авторов — дать похожие и противоположные. Если полученные результаты отличаются, следует высказать собственное мнение о причинах возможных различий. Это еще одна глава (помимо введения), в которой вы можете продемонстрировать огромное количество прочитанных вами публикаций.
- Резюме (результаты) — краткий, обобщенный сборник наиболее важных результатов (желательно в баллах).
- Выводы . Вы должны отличать вывод от результата. Заключение представляет собой размышления автора о полученных результатах собственного исследования. Приложения должны соответствовать поставленным целям; это не сводка результатов. Эта глава может не присутствовать, если у автора нет выводов. Лучше всего объединить ее с предыдущей главой, а затем идет глава «Итоги и выводы».
- Список литературы — нумерация (рекомендую включить автоматическую нумерацию), алфавитный список, прочитанный автором Очень важно, чтобы все, что цитируется в тексте, было в списке литературы и все, что есть в списке, должно быть в тексте. Все, что цитируется, должно быть прочитано; во время экзамена комиссия может спросить об этом.
- Приложение — не нужно. Указывается, когда работа содержит большое количество таблиц (особенно со статистически незначимыми результатами) или исходных данных, диаграмм, документирующих проделанную работу, но включение их в анализ затруднило бы чтение. В приложении также можно размещать фотографии, шаблон опроса и т.д.