ИскусствоведениеТехническая эстетика и дизайн
автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX – начала XXI вв.
Год:2008
Автор научной работы:Морозова, Маргарита Алексеевна
Ученая cтепень:кандидата искусствоведения
Место защиты диссертации:Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК:17.00.06
Купить диссертацию
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему ‘Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX – начала XXI вв.’
Читать диссертацию
Читать автореферат
Полный текст автореферата диссертации
по теме “Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX – начала XXI вв.”
□□3455773
На правах рукописи
МОРОЗОВА Маргарита Алексеевна
АРТ-ДИЗАЙН В ЗАРУБЕЖНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ МЕБЕЛИ XX-НАЧАЛАXXI ВВ.
17.00.06 — «Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Санкт-Петербург 2008
003455773
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Научный руководитель- доктор искусствоведения, профессор
Тлинтерник Элеонора Михайловна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор
Аронов Владимир Рувимович
кандидат философских наук, доцент Фоменко Андрей Николаевич
Ведущая организация: Санкт-Петербургская
государственная художественно-промышленная академия имени А А. Штиглица
оо
Защита состоится « ЛО» о^^ь 2008 г. в час на
заседании диссертационного совета Д 512 236.04 при Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18, Инновационный центр.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СГ1ГУТД
Автореферат разослан « у » __2008 г
Ученый секретарь ¿г*/’
диссертационного совета ^¡^у^х—- С. М. Ванькович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования и состояние вопроса В последнее десяти-лешс в зарубежной практике проектирования мебели одним и i <.амы\ заметных и доминирующих явлеиий с гад арт-дизайн На современном этапе проектной культуры мебель уелоукняется по своему замыслу, по своим задачам, перес гае г быть преимущественно вещыо, посп гелем потребительской ценности, переходя полностью и сферу художественной культуры Сейчас уже стало возможным говори гь о предметах мебели в терминах искусствознания и рассматривать их с точки зрения формы, пыстики, живописности и особой «философии >>
Однако арт-дизайн — явление не новое, он заявил о себе в проектировании предметно-пространственной среды во 2-й пол XX в . в эпоху постмодернизма, когда классической автономии искусства бы \ противопоставлен междисциплпнарный подход
Исследование истоков феномена арг-дизапна в мебели пока -¡ывает, что его подготовка и формирование как самостоятельного направления с проектировании шло на протяжении всего XX в О взаимосвязи искусства и дизайна, о том, что дизайн — один из полноправных и независимых видов искусства, заговорили еще в 1932 г Именно тогда в Музее современного искусства МоМА в Пыо-Иорке был создан о!дел архитектуры и дизайна, и была открыта галерея дизайна — постоянно действующая экспозиция объектов промышленного дизайна со времени возникновения движения «Искусств и ремесел» идо настоящего времени В 1967 г на Всемирную выставку «ЭКСПО-67» в Монреале, проходившую под девизом «Человек и его мир», продукты дизайна собира\ись на равных правах с произведениями искусства В нач 1980-х гг появились музеи дизайна, где выставляются те или иные дизайнерские объекты, воспринимающиеся как произведения искусства, уже вне связи с их утилитарным назначением
Весьма симптоматично то, что новая экспозиция кельнскою музея декоративного искусства Museum fin Angewandte Kunst, открывшаяся в ноябре 200S г , получила название «Design und Kunst im Dialog» (Дизайн и искусство в диалоге) За последнее дсся гилетие в музеях современного искусства и дизайна разных стран мира прошли выставки «What If Art On The Verge Of Architecture And Design» (Что если-5 Mcuyccteo на грани архитектуры и дизайна). Музей современного искусства (Moderna Museet), Стокгольм, 2000; «Against Design» (Прошв дгнайна), Институт современного искусства Университета Пенсильвании, Филадельфия, 2000, «TRESPASSING Houses & Artisis» (Нарушение границ Дома и художники), Центр искусства и архитектуры МАК, Лос-Анджелес, 2003, «Design art Functional objects from
Donald Judd to Rachel Wlnteread» (Ди ¡айн^ арт. Функциональные объекты от Дональда Джадда до Ршче \ У a il грсд), Национальный Музей дизайна Купера-Хьюитта, Пыо-Иорк, 2004 — 2005, «Cameia сои Vista Artee Interni m Italia 1900 — 2000» (Комната t видом- Искусство и интерьеры в Италии 1900 — 2000), Палаццо Реале, Милан, 2007, «Surreal Things Surreahsm and Design» (Сюрреалистичные вещи Сюрреалшм и дизайн), Музей Викторин и Альберта, Лондон, 2007, «Att m design» (Искусство в дизайне), арт-гале-рея «Эрмитаж», Москва, 2008, и др. В сентябре 2008 г. в Музее Людвига в Кельне прошел круглый стол на тему „Ist Design Kunst, ist Kunst Design'” (Дизайн — искусство, искусство — дизайн’), с участием современных немецких художников, дизайнеров, искусствоведов и промышленников
Обширная программа выставок и круглых столов, посвященных разным аспектам междисциплинарного взаимодействия искусства и дизайна, демонстрация дизайн-объектов на мировых ярмарках современного искусства (например, Биеннале дизайна Design Mtann в Майами (Флорида), которая проходит параллельно с Международной выставкой искусств Art Basel, и выставка Design Art London, которая, начиная 2007 г , проводится одновременно с лондонской ярмаркой современного искусства Frieze Art Fair), выпуск предметов мебели ограниченными тиражами, тот факт, что объекты дизайна становятся предметом коллекционирования и аукционных торгов (всемирно и звестные аукционные дома Christie’s, Phillips de Ригу & Company и Sotheby’s уже на протяжении нескольких лет проводят торги объектов модернистского и современного ди iaïina) — все это подтверждает актуальность феномена арт-дизайна в проектировании мебели и определяет необходимость ею искусствоведческою исследования
Па современном этапе тяготение дизайнеров мебели к формам изобразительного искусства объясняется тем. что оно представляет собой неиссякаемый источник новых оригинальных идей, которые помогают в решении поставленных проектных задач и способствуют развитию дизайнерских приемов и средств Изучение достижений авангардного искусства как экспериментальной сферы в области разработкихудожественных методов и средств создания художественных образов позволяет формировать у дизайнеров свободное ассоциативное и творческое мышление В этой связи вопросы, рассматриваемые в данном исследовании, приобретают особую актуальность
Вопросы расширения сфер творческой деягельности, анализ влияния одного вида искусства на друюе, взаимопроникновение средств художественного воздействия вызывают все более пристальный интерес у теоретиков и практиков Однако такой аспект междисциплинарного взаимодействия как арт-дизайи, формирование которого происходит под влиянием изобразительного искусства, представляется сложным для исследования, посколь-
icv на современном -тше он остается пока чго мало изученным и теоретически недостаточно разработанным
Подробных критических комментариев по поводу тенденции переноса центра тяжести с утилитарно-функциональною чначения мебели на культурно-художественное на сегодняшний день явно не хватает Вопрос специфи-чсско1 о взаимодействия искусства и дизайна рассматривался в советском искусство знании наибольший шперсч д \я данно! о исследования представляют труды отечественных теоретиков ди ;аина В Р Аронова, В А Глазычева, В О Родина, Г.. А Розенблюма Зарубежные искусствоведы обратили внимание на ‘»ту проблему лишь недавно — первые результаты исследований, посвященных api-дизайну, были опубликованы в 2004 г Однако они, при всем их значении для современней и не кусствоведчесын о дискурса, не отличаются широтой охвата проблемы и грешат некоторой односторонностью подхода. Авторы трех (. ущест вующи\ на сегодняшний день монографий по проблемам арт-дизайна Б Влемппк, Д. Домерг и А Коулз сделали объектом сьоего исследования преимущественно мебельные проекты художников, известных представителей и ^образительпого искусст оа (Л Матисса, С. Делоне, Д Джадда и ряда др )
Для искусствоведческой оценки продуктов дизайна, для практической деятельности дизайнеров, а также для разви гия теории дизайна по проблемам художественного творчества в дизайнерской деятельности необходимо обратиться к современному искусству и выявить формы ею влияния на дизайн, уровни заимствования ди -¡айном средств и методов, используемых в искусстве Ретроспективный к íi ляд на историю дизайна и искусства XX в позволит в поисках истоков означенного художественно-концептуального явления в ди 5айне мебели обратит ься к истории и теории дизайна и искусства прошлого столе 1ия, т к именно на этот период приходится формирование арт-дизайна и его выделение в самостоятельное направление предметного творчества
Цель и задачи исследования Цель настоящей работы — искусствоведческое исследование феномена арт-дизайна в мебели как особого художественно-концептуального направления в проектной культуре
Ц?и> работы определила постановку основных 1адан исследования
1) исследова! ь арт-ди шш как явление проектной культуры в историографии XX в и современной художественной критике,
2) рассмотреть творческие ус i ановкп зарубежных художников и дизайнеров по проблеме п-¡аимодейсткия искусства и дизайна,
3) собрать, систематизировать и обобщить документальный и иллюстративный материал по развитию арт-дизайна в мебельном проектировании за рубежом.
4) выявить истоки становления арт-дизайна в проектировании мебели 1-й иол XX в ,
5) исследовать практику арт-дизайна в мебели 2-й пол. XX — нам XXI вв , выявить наиболее крупных художников к дизайнеров, работавших в данной области;
6) показать, что развитие арг-дшайна связано с развитием средств художественной выразительности и нринцшюв формообразования современного искусства
Объект и предмет исследования Предмет исследования — многообразные проявления арт-дизайна как художественно-концептуального направления в проектировании мебели В качестве объекта исследования в диссертации рассматривались работы ведущих представителей стран Западной и Восточной Европы, США, Бра зи лии в области мебельно1 о проектирования на протяжении XX — нач XXI вв
Источниковедческая база исследования В диссертации использован значительный но объему и информации источниковедческий материал, поиск которого, интерпретация и обработка были одним из главных направлений в работе. Для работы над диссертацией были привлечены материалы из собрания собственной библиотеки Музея Дизайна Витра (Vitra Design Muséum) в Вайль-на-Рейне (Германия) — монографии, антологии, сборники статей, выставочные каталоги, рецензии, материалы периодических изданий В качестве иллюстративного сопровождения были привлечены редкие, неизвестные ь настоящее время в России работы. Сбор материала на эмпирическом уровне осуществлялся на международных выставках-ярмарках мебели нппт cologne (Кельн 16-22 января 2006 г., 14-20 января 2007 i , 14-20 января 2008 г ),SaloneInterna7ionaledel Mobile (Милан 5-10 апреля 2006 г , 18—23 апреля 2007 г , 16-21 апреля 2008 г ), в музеях современного искусства и дизайна. Tate Modem, Victoria and Albert Muséum и Design Muséum (Лондон, март 2006 г ), Vitra Design Muséum (Вайль-на-Реине, май 2005 г , ноябрь 2007 г.), Kunstmdustrnnuseet (Копенгаген, май 2006 г ), Musee des Arts Décoratifs и Centre Georges-Pompidou (Париж, сентябрь 2006 г , январь 2007 г.), Muséum lùr Angewandte KunsL (Кельн, август 2007 г ), и др , в арт-галереях и выставочных залах мебельных производителей в Милане (Gallery Blanchaert, Postdesign, Zerodisegno), Кельне (Gabrielle Amrnann Desigtier’s Gallery, Art Gallery Monika Spruth and Philomene Magers), Лондоне (Carpenters Workshop Gallery, David Gill Galleries).
Методика исследования В основу данной работы положен формально-сгилиетическии анализ образцов арт-дизайна в мебели В основной части исследования автором был проведен сравнительно-сопоставительный анализ ведущих художественных методов в искусстве XX в и их специфичсс-
кого преломления в проектной практике ирошлою столетия В результате этого анализа была ус гановлена объективно существующая общность между принципами формообра юпания и средствами художественной выразительности, используемыми в изобразительном искусстве и дизайне мебели в XX в , на основе зтой общности было выявлено своеобразие арт-дизапна и рассмотрены ею характерные особенности как художественно-концептуального направления в проектировании мебели
https://zavtra.ru/blogs/mebel_syurrealisticheskaya_estetika_arhitekturnoj_mebeli